Власть Уполномоченный по правам ребенка

«УчимЗнаем» отметил первый юбилей

В Москве состоялась III Всероссийская конференция «УчимЗнаем» – Заботливая школа 2019», посвященная пятилетию уникального российского проекта взаимодействия государственных структур, бизнеса, педагогического, творческого и родительского сообществ ради блага детей, находящихся на длительном лечении в больницах. В форуме принимала участие представитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Наталия Зенич.

Более четырехсот делегатов из 71 субъекта РФ за два дня конференции познакомились не только с опытом организаторов проекта – Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и российских госпитальных школ, – но и с методическими разработками коллег из Нидерландов, Германии, Великобритании и Америки. Например, в Сан-Франциско, если ребенок надолго попадает в больницу, у семьи появляется социальный работник, который расскажет, где можно получить всю необходимую помощь для минимизации последствий. А госпитальные педагоги помогут школе, где ребенок учился до болезни, подготовиться к его возвращению и методически, и эмоционально.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина представила методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать обычные школы. Документа подобного уровня не было с 80-х годов прошлого века. Два ведомства – Министерство просвещения РФ и Министерство здравоохранения РФ – согласовали позиции, и теперь подробный алгоритм действий может быть реализован в любой школе или больнице в случае необходимости.

Подробный доклад о развитии госпитальных школ в России представил руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков. Первая такая школа в появилась в 1802 году в Париже, а вторая – через 30 лет в Санкт-Петербурге. Активное развитие госпитальные школы получили после Великой Отечественной войны: сначала в 50-е годы в диспансерах для детей, болеющих туберкулезом, потом в 60-е – в психоневрологических диспансерах, в 70-е – в больницах, где проходили лечение длительно болеющие дети. В 1981 появился порядок обучения детей, нуждающихся в особых условиях. И вот – новый этап: проект «УчимЗнаем», уже объединивший многие регионы страны.

«Если ты знаешь: «Зачем?», то обязательно найдешь ответ на вопрос:«Как?» – уверен Сергей Шариков. В госпитальных школах проекта, и прежде всего на флагманской площадке, отрабатываются технологии индивидуального подхода к обучению ребенка и сопровождению его семьи. Накоплен уникальный опыт межведомственного взаимодействия педагогов, медиков, социальных служб и волонтерских организаций, который может быть использован не только в госпитальных, но и в обычных школах. Правда, квалификация педагогов должна быть очень высокой.

Украшением официальной программы стало выступление ребят, на себе испытавших, что значит лечиться и учиться одновременно. Юные представители одного из направлений проекта «Музыка на здоровье» Даниил Хачатуров, Елизавета Петухова, Вильям Хайло сумели не только победить недуг, но исполнить свою творческую мечту – играть и петь на сцене. Ребята и их наставники представили песню «Наши дети», а также объявили о старте фестиваля «Музыка на здоровье – вся Россия».

Конечно, конференция не могла дать ответы на все вопросы, многие проблемы еще решены. Надо создавать методические пособия, менять действующее законодательство, чтобы не только от личности учителя, но и от зафиксированных норм и правил зависело реальное обеспечение качественного образования ребенка. Об этих же проблемах говорится в фильме «Протокол понимания», который представил директор школы №109 Москвы, академик РАО Евгений Ямбург. Он отметил, что проект стал удивительной историей образования без границ и торжеством гуманистической педагогики. «Мы делаем пока еще маленькие шаги, но у нас большие амбиции», – сказал он.

Источник: Уполномоченный по правам ребёнка

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.