Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Культура

Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал признан объектом культурного наследия регионального значения

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Царскосельский железнодорожный мост» (Витебское направление ж/д, «мост через Обводный кан.», лит. А, Б) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Царскосельский железнодорожный мост представляет собой хорошо сохранившийся образец транспортного сооружения начала XX века, выполненного в приемах промышленного модерна с нестандартным применением обратных параболических арок центрального пролёта. Он является примером использования в отечественном мостостроении сварочного железа с заклёпочными соединениями, заменившего чугунные конструкции.

Мост был возведён в период последней реконструкции исторической Царскосельской ветви и постройки Императорского пути в 1900-1902 годы, за всю историю своего существования не был реконструирован и уже более ста лет выполняет свою первоначальную функцию. Периодические плановые ремонтные работы не затрагивают его конструктивную систему и детали архитектурно-художественного оформления.

При строительстве Царскосельского железнодорожного моста были использованы такие передовые для рубежа XIX и XX веков инженерные конструкции, как фермы Финка. Они являлись более эффективными и лёгкими по сравнению с общеприменимыми в конце ХIХ века фермами Пратта и Больмана. Это первый в Санкт-Петербурге мост, в чьей конструкции пролётов с «ездой поверху» были применены параболические фермы, обращённые изогнутой стороной книзу.

Мост имеет выразительный силуэт и играет важную градостроительную роль в панорамах Обводного канала.

Первый деревянный мост на каменных устоях через Обводный канал датируется 1836 годом. Он был выстроен в связи с прокладкой первой железнодорожной ветки в Российской Империи, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. В 1868-1869 годах на месте деревянного был сооружен металлический мост. Этот мост был разобран в результате модернизации железной дороги 1900 – 1904 годов.

Какие-либо историко-архивные подтверждения, что мост был поврежден в годы Великой Отечественной войны, отсутствуют. На протяжении XX века на Царскосельском железнодорожном мосту проводились плановые ремонтные работы по замене рельсов и шпал, косметическому ремонту ограждений, укреплению насыпи.

В настоящее время Царскосельский железнодорожный мост находится на балансе Октябрьской железной дороги и используется по назначению.

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Царскосельский железнодорожный мост» (государственный эксперт Т.Г. Егорова), выполненной по заказу подведомственного КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

Источник: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.