Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Культура

Со скульптурной группы «Рождение Афродиты» из сада Сан-Галли будет снята копия для установки на историческом месте

Работы будут производиться в условиях мастерской, куда отправилась чугунная богиня.

Фонтан со скульптурной композицией «Рождение Афродиты» является объектом культурного наследия регионального значения, находится на балансе ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга».

Скульптурная группа была отлита на заводе Сан-Галли в Петербурге в 1880-х годах. Выполнена из чугуна.

Известно, что деятельность фирмы Сан-Галли на первых порах была в основном связана с подрядами на устройство водопровода и канализации. В 1860-e – 1870-е годы на заводе изготавливались художественные литые изделия из чугуна: решётки, беседки, скамьи. Отливка чугунных статуй и памятников на заводе Сан-Галли, судя по перечням и описаниям его работ, началась лишь в 1880-x годах.

Впервые данная модель появляется в каталогах французской художественной литейной Val d’Osne в 1881 году. Модель для Val d’Osne разработал французский скульптор Матюреном Моро. Автор модели был также акционером этого предприятия. По каталогу, а также по надписям на многочисленных копиях, выполненных по этой модели, устанавливается и официальное название скульптуры: «Naissance de Venus» («Рождение Венеры»). Имеются многочисленные копии фонтана, изготовленные на французском заводе и установленные в разных странах мира.

Отлитая на заводе Сан-Галли фигура была покрыта гальванической медью и прочеканена. Применённая Сан-Галли техника покрытия медью никогда не использовалась французскими мастерами. На французских заводах скульптуры окрашивались под бронзу, о чём, вероятно, не знал Ф.К. Сан-Галли.

До 1930-х годов скульптура находилась в Зимнем саду особняка Ф.К. Сан-Галли на Лиговском проспекте. В начале 1930-х годов интерьер Зимнего сада был полностью утрачен, скульптурная композиция перенесена на территорию сада Ф.К. Сан-Галли и установлена в центре чаши фонтана, выполненной из бетона.

В 2003 году проводилась реставрация скульптуры в соответствии с заданием КГИОП. В результате обследования было установлено, что Афродита и купидоны находятся в аварийном состоянии, и их местонахождение на открытом воздухе в дальнейшем недопустимо.

Причиной разрушения чугунного фонтана стали химические процессы – медь при увлажнении разрушает чугун.

После реставрации фонтанная скульптура находится на хранении в вестибюле объекта культурного наследия «Министерство народного просвещения» (пл. Ломоносова, 1), где располагается КГИОП, и скульптуре обеспечены надлежащие условия хранения.

Установка оригинального фонтана в саду Сан-Галли не планируется. Учитывая особенности материалов скульптуры, её возвращение на улицу и использование в качестве фонтана невозможно.

Принято решение о копировании скульптурной группы «Рождение Афродиты» для установки её в саду Сан-Галли. Заказчиком работ является ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга».

В 2020 году КГИОП согласована проектная документация на восстановление фонтана и копирование скульптурной группы.

Проектом предусмотрены: демонтаж клумбы и оставшихся фрагментов разрушенных конструкций чаши фонтана, устройство железобетонной плиты под чашу фонтана, воссоздание чаши бассейна фонтана с гранитным профилированным бортом на основании имеющихся иконографических данных на её историческом месте и в исторических габаритах, изготовление постамента под скульптурную композицию в виде горки, облицованной натуральным камнем, монтаж инженерных сетей и технологического оборудования фонтана, изготовление из бронзы точной копии скульптурной композиции фонтана контактным методом по специально разработанной методике, монтаж копии скульптурной композиции на каменном постаменте, устройство отмостки из гранитных плит вокруг чаши фонтана, восстановление благоустройства прилегающей территории сада после демонтажа стройплощадки.

В декабре 2021 года КГИОП выдал подрядной организации разрешение на выполнение работ. Завершить планируется к концу октября текущего года.

***

В 1853 году купец Ф.К. Сан-Галли приобрёл большой пустопорожний участок между веткой Николаевской железной дороги и Лиговским проспектом. Его предприятие начиналось с небольшой мастерской в 12 человек. Постепенно производство расширялось и к 1880-м годам выросло в крупный завод.

К концу XIX века границы территории Чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли окончательно сформировались.

Во второй половине XIX века участок активно застраивался производственными и жилыми корпусами. В 1869-1872 годах между разбитым Сан-Галли садом и зданием заводоуправления, по красной линии Лиговского проспекта по проекту архитектора К.К. Рахау построен особняк с зимним садом для хозяина завода. Оригинальным образцом художественного литья является чугунная ограда сквера, установленная в конце XIX века.

После революции завод переименовали в чугунолитейный и механический завод «Кооператор», так же стал именоваться сад. Позднее предприятие преобразовано в завод бумагоделательного оборудования имени Второй пятилетки, в 1990-е годы завод был преобразован в ОАО «Буммаш Санкт‑Петербурга».

В первоначальной планировке сада, запечатленной на плане 1879 года, от ворот дома в глубину участка была проложена широкая аллея, по сторонам от которой распланированы пейзажные садовые композиции. Фонтаны или скульптуры в композиции сада не были предусмотрены.

В 1886 году проводились работы по устройству в глубине сада кегельбана. Рядом с кегельбаном был устроен пруд с фигурной скульптурой и беседка. Тогда же напротив особняка в саду была установлена некая статуя в центре круглой композиции (клумбы или фонтана).

В 1928 году проводились работы по реконструкции сада по проекту садового мастера Р.Ф. Катцера. Менялась трассировка дорожек, устраивалось несколько парковых площадок. Историческая аллея сохранилась. Северная часть исторического сада была к этому времени утрачена: на её месте выстроены производственные корпуса. Скульптурная композиция у особняка была разобрана или перемещена.

Место снесенного кегельбана и уничтоженного пруда с фонтаном первоначально предполагалось включить в сад и озеленить. Позднее было решено на месте кегельбана и пруда устроить детскую площадку.

Впервые фонтан «Рождение Афродиты» фиксируется на плане топосъёмки 1932 года.

Центральная фигура скульптурной группы представляет обнаженную Афродиту (Венеру). Пластичная поза богини выражает спокойствие: легкий наклон головы, корпус слегка повернут вправо, левую руку она протягивает за яблоком, которое подает ей купидон, в согнутой правой руке Афродита держит локон своих волос. Правую ногу, отставленную чуть вперед, прикрывает драпированная ткань, верхний ее край переброшен через согнутую в локте правую руку. Венера стоит в углублении раковины, созданном окружающей ее волной. У ног статуи справа от зрителя на раковине сидит купидон, который протягивает девушке яблоко, второй купидон выглядывает из-под волны слева. В основании волны помещены две фигуры дельфинов с водометами. Сзади богини, под волной расположены две поясные фигуры купидонов, держащих водометы в виде рыбы и раковины. Боковые водометы в основании фонтана выполнены в виде рыб.

***

Использованы материалы Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Фонтан со скульптурой», расположенного по адресу: Санкт‑Петербург. Литовский пр., д. 64-66. сооружение 1. литера Ф в составе объекта культурного наследия регионального значения «Чугунолитейный и механический завод Ф.К. Сан-Галли (комплекс построек с территорией, садом и оградами)», расположенного по адресу Санкт‑Петербург. Литовский пр., 60-62: «Приспособление для современного использования фонтана, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: Литовский пр., д. 64-66. сооружение 1. литера Ф», разработанной ООО «ЯЛТА» в 2020 году.

Источник: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.